Виртуальный выделенный сервер за 111 рублей

суббота, 26 июля 2008 г.

О пользе и вреде систем.

Спонсор месяца - От нас без покупки не уходят. GlavMed.com

Сайт дня (как попасть) - Бит Дайджест

Я сейчас читаю книгу Филиппа Зимбардо The Lucifer Effect. Она про то, почему хорошие люди делают плохие вещи.

Если коротко, то в психологии есть две точки зрения. Одна диспозиционная, другая ситуационная. Первая говорит, что есть плохие люди, и они делают плохие вещи. Почему? Потому что они плохие. Вторая теория говорит, что есть ситуации, которые заставляют делать нормальных людей делать ненормальные вещи.

В принципе, обе теории верны. Но вторая интересней тем, что она показывает, как хорошие люди могут делать плохие вещи в определенных ситуациях. Я не буду вдаваться в подробности – любой более менее грамотный человек должен знать про Стэндфордский Тюремный Эксперимент.

Хотя я об экспериментах Зимбардо впервые узнал десять лет назад, я рад, что купил его книгу, потому что она мне на самом деле помогла по-настоящему начать понимать диспозицию (расположенность) и ситуацию, и что все это значит.

Удивительная часть СТЭ состоит в том, что его пришлось досрочно прекратить. Обычные люди, которых набрали на роль тюремных охранников, начали издеваться над обычными людьми, которых набрали на роль зэков. Когда охранников спросили, мол, что ж вы, ироды, такое делаете, то те просто ответили – ну как, нас наняли охранять и следить за порядком, мы этим и занимались, а что зэки нас не слушались, дык сами в том виноваты.

99% людей, которые знают про СТЭ, а это все люди, которые проходили психологию на первом курсе, удивительным образом не понимают, что они живут в похожих экспериментах чуть ли не каждый день.

Я знаю человека, который торгует растяжками транспортными. Транспортные растяжки не работают, и он знает это не хуже остальных. Поэтому старые клиенты все время уходят и надо искать новых. С диспозиционной (личной) точки зрения, он понимает, что все это хуйня. И эта работа делает его несчастным. Что он тупо разводит людей на бабки. Но как только он приходит в офис, то включаются ситуационные силы. Просматриваются базы данные, свой ежедневник (кому когда перезвонить). И, если удалось сделать нужное количество звонков или встреч, если удалось подписать или продлить контракт – то есть ощущение почти счастья. Потому что он в системе и делает все правильно.

Это интересное раздвоение личности. Я думаю, что любой человек, который сменил не одну работу, проходил через это. Людям, которые работают в БТИ, к примеру, кажется что то, что они делают – это чрезвычайно важно. Вот техпаспорт на объект и там должно быть это и это. И чтобы везде все нужные подписи стояли. Пока человек работает – он будет уверен, что делает очень важную функцию. Любому программисту, которые писал базу данных для конторы это будет понятно.

Но стоит человеку уволиться, пройдет годок, старые ситуационные силы испарятся, и человек понимает, что три года занимался абсолютно никому ненужной хуйней. Что он выкинул на ветер эти три года своей жизни.

Кстати, есть неправильное мнение, что только те, кто работают на дядю, через это проходят. А те, кто работают на себя – нет. Те, кто сам себе хозяин, могут проходить ровно через то же самое, если они сами создают себе систему.

Дело в том, что системы все время показываются однобоко. Вот, есть стадо тупых тинейджеров или ленивых офисных сучек. Создаем им систему, прописываем процедуры, и эти стада тупых тинейджеров начинают делать гамбургеры, а ленивые офисные сучки с 9 до 11 звонят, с 11 до 13 встречаются, а с 13 до 15 пишут отчеты.

И на самом деле – работает. Проблема только в дегуманизации труда. Психология вообще-то мало чего знает достоверно. Почти все – пиздеж. Но два факта достоверно известно. Первое, человек, который живет ниже своего потенциала, обречен на страдания. Это не сегодняшняя тема лекции.

И второе – отделяя человека от плода его трудов, мы обесцениваем, точенее обессмысливаем, его труд. Представлю вам короткую версию многолетних психологических наблюдений, экспериментов и выводов. Когда человек что-то делает сам, допустим пишет картины или кладет кафель, то у него естественным образом возникает положительные чувства, когда работа полностью выполнена (хорошо).

Но если человек делает только определенную трудовую операцию - допустим, клеит лейблы на баночку, то он очень быстро устает и чувствует себя несчастным. Еще хуже, если человек работает с чем-то неосязаемым, как это происходит в офисах.

Дегуманизация труда (обесчеловечивание труда) суть процесс, когда человек из творца и создателя становится инструментом. Вот молоток. Функция молотка – забивать гвозди. Вот клей. Функция клея – держать вместе две поверхности. Вот Маша. Функция Маши – брать цифры от Пети, создавать из них графики и отдавать Васи.

Человек – плохой инструмент. Потому что у человека есть разум и воля. Для того, чтобы система работала эффективно, надо из человека сделать инструмент. Для этого его надо лишить разума и волю, и дать инструкцию. Потому что в инструкции все оптимально рассчитано (обычно), а разум и воля, обычно полезные функции, на самом деле делают скучную монотонную работу менее эффективной. Потому что двум людям (по-человечески) интересней поболтать друг с другом, чем клеить наклейки.

Нельзя сделать систему эффективной без дегуманизации труда. То, что корпорации бездуховны (soulless) – это факт. То, что Макдональдс зарабатывает столько, сколько не светит ни одному креативному ресторатору – тоже факт.

Когда вы создаете систему, а в бизнесе это часто бывает необходимым, то вы обесчеловечиваете труд. По крайней мере, если бизнес сильно засистемизирован. И - это момент, который я хочу выделить – то, что вы создали лабиринт, где крыски бегают и жмут не рычаги, иногда не конец сценария. Иногда создатель потом сам становится крыской в своем же лабиринте, так же бегает и так же жмет рычажки.

Это часто случается с людьми в бизнесе. Они решают, что определенное направление такое-то и работать надо по такой-то системе. На этом этапе они полностью в руках ситуационных сил. Они действуют из интересов развития этой системы. Они полностью в ее руках, хотя сами же ее и создали. Система начинает жить самостоятельно, делая своими рабами абсолютно всех.

Звучит, как фильм ужасов с футуристическим привкусом, но это действительно так.

То, что делает человека человеком – это диспозиционные силы. Размышления «зачем я все это делаю» вредны для производства, но спасительны для человека, потому что они двигают к изменениям в лучшую сторону.

В книге Зимбардо есть глава про «обычных героев». Это те люди, которые попадают в систему, но не меняются под ее воздействием. Это свойство – выходить из-под воздействия системы, даже если ты ее сделал сам – очень важна. Система неразумна и не имеет своей силы воли. Гитлер создал систему уничтожения евреев, и нормальные немцы безприкословно все исполняли, потому что они были частью системы, а логика системы требовала «окончательного решения» еврейского вопроса. Многих не шибко мучала совесть, потому что они всего лишь делали свою работу качественно.

Большинство систем отнюдь не так жестоки, но равноценно глупы. Поэтому не спешите жертвовать самостоятельным мышлением в пользу даже самых совершенных систем. И перечитывайте этот пост периодически, если по роду деятельности вам приходится самому создавать системы.

Да, пока не забыл, если вы считаете, что смысл жизни человека – создать 100 сайтов и повесить на них САПУ – вы идиот. В принципе, я именно про это собирался пост писать.

IKEA: история самого известного европейского бизнесмена

Как я работала курьером

Кредиты от МВФ вредны для здоровья. В прямом смысле.

Импотентов под суд!

Хитрый пост - Как попасть в топы социалок.

Как Роджер Адамс превратил кроссовки в ролики и заработал на этом миллионы долларов

Тупые директора и идиоты менеджеры - 10 самых лузерских компаний за 2008 год

Спонсор месяца - От нас без покупки не уходят. GlavMed.com

3 комментария:

Анонимный комментирует...

Автор, как с вами можно связаться?

Unknown комментирует...

Блин стырил статью у Давыдова!!! Гыгы!!!

Анонимный комментирует...

Наверно, покажусь неосведомленной, но никогда не слышала о СТЭ. Хотя подобные мысли частенько приходят в голову.
Появилось желание прочитать книгу, упомянутую Автором. Если это возможно, хотелось бы после прочтения обсудить с Вами данное произведение.